Просрочка на полке

Просрочка на полке

Куда обратиться, если купил испорченные продукты?

Когда мы покупаем испорченные или некачественные продукты, что мы чувствуем? Досаду, чаще всего — ведь мы зря потратили деньги. А ещё обиду на ленивых и недобросовестных продавцов. Но по крайней мере мы чувствуем облегчение от того, что не употребили в пищу испорченный продукт и наше здоровье не пострадало. И отправляем просрочку в мусорное ведро…

И зря! Если каждый будет прощать магазинам такое недобросовестное поведение, то они, не получая за него наказание, будут всё более халатно относиться к своему ассортименту. Продавец обязан вернуть вам средства за плохой продукт. Вот и пусть возвращает.

Что такое плохой продукт?

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые:

• не соответствуют требованиям нормативных документов;

• имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

• не соответствуют представленной информации, и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

• не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

• не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Чем опасна просрочка

Если съесть продукт сразу после истечения срока годности, то, скорее всего, ничего страшного не случится. Некоторые продукты не портятся моментально и какое-то время еще пригодны в пищу. Однако есть категории товаров, на которые это не распространяется. Такие продукты после истечения срока годности сразу становятся опасными и их ни в коем случае нельзя есть. Это курица, рыба, мясо, молочные продукты и консервы. Особенно опасна консервация: вздутые банки с истекшим сроком хранения могут стать причиной ботулизма.

Ещё в испорченных продуктах бывает плесень, которая выделяет токсины, способные вызвать самые разные болезни. А вредоносные микробы, размножившиеся в подходящей для них среде, могут стать причиной сильного пищевого отравления.

А ещё некоторые думают, что можно срезать испорченные места у хлеба, сыра или овощей, а остальное есть спокойно. Это не так. Плесень — это грибок, и проникает он очень глубоко. От употребления таких продуктов со срезанными краями можно серьёзно заболеть.

Что делать, если я купил просрочку?

Для начала — обратиться в тот магазин, где вы её приобрели. Продажа просроченных продуктов строго запрещена, поэтому каждый покупатель имеет право на возврат своих средств или замену продукта на такой же, но с нормальным сроком годности. Если такого продукта уже нет в наличии, продавцы по вашему желанию обязаны заменить его на идентичный товар, но другой марки, и, соответственно, пересчитать сумму за покупку.

На случай таких неприятностей лучше сохранять чеки, но даже в отсутствие чека вы можете вернуть товар (но тогда нужны показания свидетелей или записи камер видеонаблюдения). И помните, что продавец не вправе отказать вам в возврате средств, даже если товар использован частично или упаковка вскрыта. И не имеет права удерживать часть стоимости товара.

Если продавец не возвращает деньги?

Если такое случилось, тут же пишите претензию и вручайте её представителям магазина (лучше старшему сотруднику, например, администратору смены) под роспись. Если же и это не помогло — обращайтесь в территориальное управление Роспотребнадзора. Заранее подготовьте имеющиеся у вас доказательства нарушения ваших прав: просроченный товар или его фото, чеки, записи с камер видеонаблюдения, свидетельские показания.

Продавец обязан предоставить покупателю товар с действующим сроком годности и надлежащего качества, поэтому в случае покупки просроченных или испорченных продуктов необходимо обратиться к нему с письменной претензией в двух экземплярах.  В ней должны быть четко сформулированы ваши требования, указаны наименование товара, изготовитель, дата изготовления и упаковки, срок годности, масса нетто, состояние товара при покупке. Один экземпляр претензии должен остаться у вас, второй — отдайте лично продавцу или отправьте на адрес магазина заказным письмом. Образец претензии можно скачать на сайте Роспотребнадзора.

Если продавец отказал в удовлетворении требований, заявленных в претензии, то покупатель вправе обратиться ещё и в суд по месту жительства, чтобы компенсировать себе понесённые убытки. Через некоторое время после получения искового заявления суд назначит дату разбирательства. Хорошо, если к этой дате у вас на руках будет решение Роспотребнадзора о наложении штрафа на продавца за продажу некачественных продуктов — тогда и доказывать ничего не придётся. В такой ситуации суд взыщет в пользу покупателя не только полную стоимость товара, но и 50% от цены иска за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, а также все почтовые и судебные расходы, которые он понёс. Если же покупатель употребил в пищу некачественный продукт и его здоровье пострадало от этого (что подтверждается документами медицинских учреждений), то виновный в этом магазин оплатит и стоимость лечения.

Важный момент: в ситуации, когда вы не только купили просрочку, но и пострадали от употребления её в пищу, стоимость лечения может быть значительной, и важно не теряя времени написать заявление в Роспотребнадзор. Счёт идёт на часы, ведь менеджеры супермаркета могут избавиться от некачественного товара, и тогда Роспотребнадзор не сможет совершить контрольную закупку и подтвердить ваше заявление, а без этого в суде будет сложнее доказать вину магазина.

Валерия Тихонова