Осторожно, ремонт!

Осторожно, ремонт!

Когда дорожные службы виноваты в повреждении автомобиля

Ситуации, когда из-за проведения ремонта дороги или просто из-за ямы на проезжей части автовладельцы ломают своих «железных коней» или попадают в ДТП — не такая уж редкость. И нужно знать, как в таком случае правильно реагировать.

ДТП из-за ремонта дороги

Дорожно-ремонтные службы должны отвечать за имущественный ущерб, причиненный в результате ДТП из-за нарушения ими соответствующих технических норм. При этом в любом таком ДТП существует и доля ответственности водителя. Поэтому в каждом случае важно определить степень вины каждого, и это может быть не так просто, как кажется.

Например, было зафиксировано такое ДТП: автомобиль, двигавшийся с допустимой скоростью, совершил наезд на повреждение дорожного покрытия (яму), получил серьезные повреждения и пришел в неисправное состояние. Водитель заявил, что предупреждающие знаки о ремонтных работах отсутствовали, на дороге находились камни, препятствующие нормальному движению транспорта, на один из камней он наехал, и его выбросило влево, где находилась яма. Но суд пришел к выводу, что ДТП произошло вследствие наезда на яму, расположенную на встречной полосе, и что у истца имелась возможность предотвратить ДТП, продолжив движение по своей полосе, на которой, кстати, были знаки «Неровная дорога». Камень, на который наехал автомобиль, и из-за которого его выбросило на «встречку», водитель предъявить суду не смог. И получилось, что судом был установлен факт ненадлежащего содержания участка дороги вследствие наличия ямы, но этот факт не состоял в причинно-следственной связи с причинением ущерба. Так что в иске водителю отказали, сказали: сам виноват.

Ответственность можно поделить

В другом случае произошло следующее ДТП: легковой автомобиль наехал на выпиленную дорожно-ремонтной службой яму, вокруг которой был рассыпан щебень. Автомобиль выбросило на полосу встречного движения, где он столкнулся со встречным транспортным средством и получил механические повреждения. В суде установили, что на проезжей части имелась выпиленная яма, превышающая допустимые размеры. Причиной ДТП явилось несоблюдение ответчиком схемы организации дорожного движения на время производства ремонтных работ: нарушен порядок установки знака «Преимущество встречного движения», «Преимущество перед встречным движением», не выставлено ограждение, не установлен знак «Объезд препятствия слева», не соблюдены расстояния от знаков до ремонтируемого участка. Допущенные нарушения вводили в заблуждение водителей и создавали аварийные ситуации. Так, истец, считая, что имеет приоритет в движении, не мог предположить, что на его полосе имеется яма, вокруг которой рассыпан щебень, и, соответственно, не снизил скорость. Суд усмотрел в действиях дорожно-ремонтной организации нарушения нормативных требований по обеспечению безопасности на ремонтируемом участке. Но нарушения были выявлены судом и в действиях водителя, который превысил допустимую скорость и двигался без учета дорожных и метеорологических условий. В связи с этим иск был удовлетворен частично: 60% ответственности за ДТП возложено водителя, а 40% — на дорожно-ремонтную службу.

Так что в случае ДТП из-за дорожных работ важно не только знать свои права, но и самому не нарушать ПДД. Но это мы разобрали только ситуацию ремонта дороги. А ямы на наших дорогах встречаются и без всяких ремонтов.

Если влетел в яму

Если вы влетели в дорожную яму на своей машине, и это привело к повреждениям автомобиля, то вполне логично требовать возмещения ущерба от тех, кто ответственен за содержание данной дороги.

Для этого необходимо сначала получить справку о ДТП. Отметим, что ДТП считается любое событие на дороге, приведшее к повреждениям автомобиля. Поэтому сразу вызовите ГИБДД и проследите, чтобы инспектор зафиксировал при составлении документов размеры ямы, повреждения автомобиля, отсутствие ограждений и предупреждающих знаков, а также другие важные детали.

Затем нужно взять контакты свидетелей, самостоятельно сделать замеры, фото- и видеосъемку с разных ракурсов и узнать адрес организации, ответственной за состояние дороги. Его могут подсказать в ГИБДД или в администрации района.

Следующий шаг — заказать независимую техническую экспертизу для оценки размера ущерба. Пригласите присутствовать на ней представителя дорожной организации, направив ему заказное письмо с уведомлением. Придет он или нет, не имеет значения.  Стоимость экспертизы может вас неприятно удивить, но если вы одержите победу в суде, то сможете возместить расходы за счёт проигравшей стороны.

Затем, собрав все доказательства, следует обратиться в дорожную организацию с требованием о возмещении убытков — также заказным письмом с уведомлением о вручении. Это делать не обязательно, но если дорожники согласятся заплатить добровольно, то и судиться не придется. Если же нет, то нужно подать иск в суд по месту нахождения дорожной организации, которая отвечает за состояние дороги.

Жалуйтесь в ГИБДД

Жаловаться на обнаруженные ямы и другие дорожные недостатки нужно и тогда, когда с вашей машиной ничего не случалось. Жалобу можно подать на сайте ГИБДД. Это полезно для общества. Как знать, может быть, благодаря вашей жалобе, дорогу починят и кто-то избежит ДТП.

Стандарт для ямы

Для законодательного регулирования ям и выбоин на дорогах существует ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Он заменил старый ГОСТ, по которому предельные размеры отдельных просадок, выбоин и разных ям не должны были превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый ГОСТ в целом сохранил эти параметры, но более подробно дифференцировал разные виды повреждений дорожного полотна и установил разные сроки их устранения (в зависимости от категории дороги).

Олеся Иванова