Автоподстава: что делать, если обвиняют в ДТП, которого не было?

Ежегодно в России происходит более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, причём это лишь те ДТП, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие происшествия на дороге или во дворе, когда кто-то задел, поцарапал или как-то иначе повредил чужую машину, зачастую вообще не оформляются, и стороны просто договариваются между собой. Отчасти их можно понять — не хочется из-за царапины прерывать стаж безаварийного вождения, который влияет на стоимость полиса ОСАГО. С другой стороны, не факт, что вы действительно виноваты: развелось много мошенников, которые искусно создают или имитируют аварийную ситуацию, в которой человек им заплатит.

Что такое автоподстава?

Чаще всего у автоподставы два варианта развития событий.

Первый: водителя убеждают, что раз он виноват, надо возместить ущерб на месте. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке — плати. Желательно наличными – автоподставщики не любят переводы, по ним можно отследить получателя.

Второй: фиктивное ДТП оформляют по европротоколу, а потом мошенники обращаются за выплатой в страховую компанию. Но такие автоподставы встречаются все реже, потому что страховые компании теперь в подавляющем большинстве случаев не переводят деньги владельцу автомобиля, а отправляют его ремонтировать машину в автомастерскую, с которой у них заключено соответствующее соглашение. В ситуации, когда деньги страховой компании получает владелец автосервиса, а мошенникам их даже «понюхать» не дают, им становится неинтересен такой вариант автоподставы. Ведь мошенник в идеале хочет и дальше зарабатывать на повреждённом автомобиле, обманывая людей, а не чинить его.

Как выглядит автоподстава?

Раньше, в лихие девяностые, автоподставщики вели себя очень нагло. На автомобиле, который выглядел дорогим, они выезжали на охоту за жертвой, провоцировали мелкое ДТП с автомобилем потенциальной жертвы, а затем с помощью угроз, насилия и знакомого нотариуса вынуждали жертву переписать на них квартиру и другое имущество.

Сейчас (во многом благодаря распространению ОСАГО) мошенники работают  изящнее, ведут себя вежливо и редко применяют насилие. Обычно они работают в городах-миллионниках или на федеральных трассах, действуют сплочённой группой, в которой роли распределены и отрепетированы: бизнес поставлен на поток. Один член группы управляет автомобилем и совершает мелкое, не влекущее травм, ДТП. Другие члены группы выступают в качестве свидетелей происшествия, третьи со стороны незаметно снимают все, что происходит, на видео.

Современная автоподстава обычно строится исключительно на обмане, и если он не удался — мошенники просто переключатся на другую жертву. Действия автоподставщиков являются уголовным преступлением, а тяжесть возможного наказания для них зависит от размера ущерба и от того, удастся ли доказать, что они действовали в составе организованной преступной группы.

Популярные схемы

Помимо обычного «развода на деньги», после мнимого или реального ДТП, у мошенников в арсенале есть несколько схем, которые они с успехом применяют.

1. «Оставление места ДТП». Место ДТП оставлять нельзя, иначе есть риск лишиться права управления на полтора года или отсидеть 15 суток. Поэтому просто уезжать, если даже немного поцарапал мирно стоящую чужую машину на парковке, нельзя — это оставление места ДТП. Нужно связаться с владельцем, и дальше либо оформить европротокол, либо составить расписку об отсутствии претензий друг к другу, либо вызывать госавтоинспекцию, которая оформит ДТП. Если связаться с владельцем автомобиля невозможно, то остаётся только вариант вызвать ГИБДД и оформить происшествие.

В такой ситуации — если это автоподстава, а не случайность — мошенники могут сказать, мол, ладно, оставь телефон и езжай, пустяки. А потом начнут шантажировать виновника ДТП тем, что он оставил место происшествия. Скорее всего, у них будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Счет за молчание может обойтись в 100-300 тысяч рублей.

2. «Наезд на человека». Если на дорогу внезапно выскакивает пешеход, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшему пешеходу. Благодаря широкому распространению видеорегистраторов любителей прыгать на капот сейчас нет. Но при этом есть мошенники, которые подходят к машине сбоку или сзади, то есть вне зоны обзора видеорегистратора, падают и имитируют наезд. А потом предлагают договориться, чтобы водителя не наказали и не лишили прав.

Соглашаться не такие предложения нельзя, так как это будет поводом для дальнейшего шантажа. Кроме того, отдавать деньги человеку, лежащему рядом с машиной, элементарно невыгодно — скорее всего, причинённый ущерб и штрафы будут намного дешевле. К тому же сам факт подобного торга должен насторожить: если человек реально пострадал, он не будет торговаться, а постарается быстрее попасть в больницу.

3. «Повреждение имущества».  По этой мошеннической схеме с машиной сталкивается пешеход с дорогим смартфоном в руках, либо с ноутбуком или телевизором в коробке. После столкновения выясняется, что техника якобы разбита. А ее владелец начинает обсуждать возможность выплаты компенсации. Либо — как вариант — такое заранее повреждённое имущество будет в багажнике или салоне автомобиля, с которым вы столкнулись. Выход один — ничего не решать на месте, деньги не давать, а вызывать госавтоинспектора, фиксировать происшествие и дальше пусть с таким потерпевшим разбирается страховая компания, у которой вы покупали полис ОСАГО.

4. «Не уступил дорогу». Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. На нерегулируемых перекрёстках надо уступать тем, кто движется по главной дороге, а если эти дороги равнозначные — пропускать того, кто справа. Так что, если увидите водителя, который движется по главной дороге, но вдруг останавливается и приветливо машет рукой, будто пропускает, будьте начеку и лучше пропустите его: возможно, это автоподставщик, который сейчас нажмёт педаль газа, и тогда вы станете виновником ДТП со всеми вытекающими последствиями.

Владислав Комаров