Выйти из конфликта

Выйти из конфликта

Как разрешить конфликтную ситуацию без серьёзных потерь?

Скандалы и конфликты могут очень сильно испортить качество жизни. Более того, продолжительный стресс, вызванный конфликтами, губителен не только для нервной системы, но и в целом для здоровья, так как ослабляет иммунитет и все защитные функции организма, открывая двери новым болячкам.

Как же не испортить нервы и отношения в конфликте, как выйти из спора без потерь?

В этой статье мы наметим стратегию поведения и конкретные шаги по выходу из уже начавшегося конфликта.

1. Старайтесь сохранять спокойствие

Каким бы неприятным ни был оппонент, старайтесь не давать волю негативным эмоциям: надо выдохнуть и подумать о ситуации спокойно, нужен «взгляд со стороны».

2.   Дайте оппоненту «выпустить пар»

Не перебивайте его. Слушать спокойно и внимательно, как бы ни хотелось оборвать его, когда он утверждает чепуху. Очень часто обсуждение конфликтной ситуации в принципе вообще возможно исключительно только после того, как оппонент скажет всё, что у него накипело. «Побеждают всегда терпеливые», так что пусть выскажет свое недовольство.

3. Покажите, что слушаете оппонента

И что вам интересно то, что он говорит. Даже если он говорит то, что не соответствует действительности, или располагает устаревшей информацией, или он просто не понимает, что несёт, постарайтесь разобраться в его логике и его эмоциях. Проявите заинтересованность, и это уже немного настроит его в вашу пользу.

4. Предложите оппоненту сотрудничество

Фраза вроде «давайте вместе поищем способ решить проблему» имеет огромное значение, позволяет преодолеть разобщённость и добавляет неожиданности в ваши действия. Если оппонент считает вас «крепким орешком», если он готовился к конфликту, сознательно пошёл на него, то, возможно, хорошей тактикой будет застать его врасплох своим предложением сотрудничества. Из конфликта можно выйти почти сразу, если дать понять человеку, что тебе тоже интересно решить вопрос. Есть несколько способов: попросить вдруг совета по разрешению ситуации, сделать внезапный комплимент, проявить сочувствие к ситуации. Главное – держаться в этот момент достойно и не пресмыкаться.

5. Ищите выход сразу

Предложи оппоненту сразу найти выход из ситуации: долгое обсуждение спора, как и перенос его на другое время лишь усугубят ситуацию, вы будете друг на друга все больше злиться. Так что быстрый перевод разговора в конструктивное русло сократит прения и избавит вас обоих от негативных эмоций.

6.   Оставляйте возможность оппоненту сохранить лицо

Если даже он абсолютно не прав, никогда не указывайте на это прямо, будьте тактичнее, аккуратно и исподволь подводите его к пониманию своей неправоты. Дело в том, что многие (и возможно, большинство людей) из тех, кому прямо и без всяких намёков указали на их неправоту, да ещё в резкой форме, не готовы были потом её признать ради «сохранения лица». Считали это унизительным, например, или просто неприятным. Подумайте, даже если вы правы по сути, но неправы по форме — будет ли толк в такой победе?

7. Показывайте уважение к оппоненту

Это не так сложно. Достаточно следить за своими интонациями, не допускать резких высказываний и уж конечно не переходить на личности. Ни в коем случае не стоит указывать на недостатки оппонента, тем более оскорблять его. Это сразу превратит конфликт в обычную базарную свару. И также не позволяй участнику спора оскорблять тебя.

Если оппонент проявляет неуважение к вам, но не переходит границ, и до тех пор, пока вы сами демонстрируете уважительное отношение к нему, остаётся шанс решить этот конфликт. Проявление встречного неуважения лишает вас этого шанса.

8. Не лгите

Любой конфликт усугубляется, если используются недомолвки, недоговорки и откровенная ложь. Не врите, если хотите решить конфликт. Открытость и честность — более выгодная модель поведения.

9. Ищите и предлагайте компромиссы

Взаимовыгодный компромисс – лучшая основа для решения любого конфликта. Не все конфликты можно решить так, но многие можно.

10. Не ищите виноватых

Вопрос «кто виноват?» в конфликте не должен звучать ни в коем случае. Тем более не должны звучать обвинения в адрес оппонента (даже если он на сто процентов виноват), если вы хотите найти решение конфликта. Не бросайтесь обвинениями, тем более не припоминайте старые грехи, если хотите решить конфликт.

11. Ищите то, что вас объединяет

Переход от конфронтации к желанию сотрудничать начинается с мимолётных и незаметных пунктов, в которых у Вас с Вашим оппонентом есть общая точка зрения.

12. Меньше эмоций — больше конструктива

Скатывание в эмоции и чувства приведёт к невозможности решить конфликт. Старайтесь говорить только по существу и не отвлекаться на другие темы.

13. Демонстрируйте уверенность

Если Ваш оппонент замечает вашу неуверенность в себе, он обычно расценивает это или как подтверждение собственной правоты, или как слабость, что приводит его к нежеланию идти на компромиссы, и более того, он может попытаться усилить давление.

14. Ищите точки соприкосновения

Если вы с оппонентом имеете общие приятные воспоминания, то можно напомнить о них, улыбнуться, искренне пошутить или вспомнить совместный забавный случай. Идеальный способ сохранить контакт с хорошим знакомым.

15. Иногда лучше признать неправоту

Если вы поняли, что были неправы и виноваты, то не бойтесь признать это, попросить прощения и пообещайте исправить ситуацию. Это погасит конфликт и обезоружит человека. И ваши отношения снова могут стать очень хорошими.

Эти советы помогают разрешать конфликты быстро и с минимумом потерь. Однако не все конфликты имеет смысл решать. Иногда дешевле вообще не ввязываться в конфликт, а просто игнорировать его, «пройти мимо» как в прямом, так и в переносном смысле. А бывают ситуации, когда имеет смысл не мешать очередному конфликту прекратить отношения, которые стали токсичными.

Олеся Иванова