Какими будут платежи за ЖКХ в 2022 году

Какими будут платежи за ЖКХ в 2022 году

Воронеж обсуждает инициативу депутатов повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Жители Воронежа активно обсуждают октябрьское решение депутатов Воронежской городской думы, которые проголосовали за повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе с 1 июля 2022 года в среднем на 9,1% вместо ожидавшихся 2% процентов.

Непопулярная инициатива

В средствах массовой информации опубликованы фамилии всех депутатов, проголосовавших за столь непопулярное решение, а на сайте change.org появилась петиция с требованием к губернатору области не принимать такое решение и не повышать платежи за ЖКХ более чем на официальную величину инфляции за расчётный период, которая, по мнению авторов петиции, составит 3-%. На момент написания статьи нам неизвестно, какое решение принял губернатор. Также остаётся спорным вопрос, насколько соответствует повышение цен ЖКУ инфляции и реальным потребностям жилкомхоза.

Известно, что по последним данным правительство страны разрешило Воронежской области поднять тарифы лишь на 5,3%, а поднять этот процент до отметки 9.1% можно только ради инвестиционных программ компаний-концессионеров, взявшихся развивать водопровод и тепловое хозяйство города, на них и ссылаются воронежские депутаты. Но поскольку экономического обоснования в проекте депутатского решения не было, городская контрольно-счётная палата пока даже не дала своё заключение.

Что же так возмутило воронежцев в депутатской инициативе, которые, кстати, и в прошлом, и в позапрошлом годах предлагали поднять тарифы (но получилось только в позапрошлом 2019 году)?

Вероятно, здесь целый комплекс проблем. Во-первых, размер повышения цен выглядит чрезмерным, особенно на фоне сложной ситуации, в которой многие домохозяйства оказались из-за пандемии и связанных с ней экономических проблем. Во-вторых, подобные решения, прежде чем голосовать за них, следовало бы заблаговременно подкреплять экономическим обоснованием и выносить на широкое обсуждение с горожанами. В-третьих, горожане недовольны качеством оказываемых им коммунальных услуг: слабым напором или периодическим отсутствием воды в кране, авариями в коммунальном хозяйстве и т.д. На этом фоне люди задаются вопросом: соответствует ли работа компаний-концессионеров их ожиданиям? Ведь жители города, по-видимому, ожидали, что концессионеры, как это принято во всём мире, сначала будут вкладывать собственные средства в модернизацию устаревших водопроводных и тепловых сетей, а затем — компенсировать свои затраты за счёт коммунальных платежей и извлекать прибыль в соответствии с условиями концессии. А по инициативе депутатов наметился обратный порядок: сначала население через рост тарифов должно больше инвестировать в устаревшую инфраструктуру, после чего концессионеры смогут её поддерживать, модернизировать и получать прибыль.

Чего ждать?

Оппоненты возражают, что компании-концессионеры как раз-таки инвестируют значительные средства в развитие городской инфраструктуры, но этих сумм, тем не менее, недостаточно. Тем более что стоимость всех ресурсов тоже растёт. Растёт и инфляция.

Ремонты сетей и строительство мощностей идут уже сейчас — не столько за счет тарифов, сколько за счет кредитов, которые привлекаются предприятиями и которые им предстоит возвращать еще долгие годы, с процентами.

Ещё интересный факт: несмотря на такие проблемы Воронеж является единственным городом-миллионником в стране, который за счёт городского бюджета субсидирует горожан по оплате коммунальных услуг: решением городской думы закреплена максимальная доля расходов на ЖКУ в 15% для одиноко проживающих пенсионеров, многодетных семей и одиноких матерей, получающих ежемесячное пособие на ребенка. А для малоимущих семей эта доля установлена в размере 10%. В результате в 2020 году на такую поддержку бюджет потратил 310 млн рублей.

Экономисты подсчитали, что в случае, если инициатива депутатов городской думы Воронежа будет одобрена губернатором, в следующем году ежемесячная платёжка за коммунальные услуги для владельца однокомнатной квартиры вырастет не более чем на 300 руб. Впрочем, это усреднённая цифра, а реальные могут различаться от района к району.

На фоне таких новостей можно ожидать и того, что владельцы квартир в многоквартирных домах начнут более требовательно относиться к качеству услуг управляющих компаний, а некоторые, возможно, даже найдут новые источники для экономии.

На что и куда жалуются жильцы

Чаще всего жильцы жалуются в адрес управляющей компании на низкое качество коммунальных услуг: недостаточное отопление, перебои в подаче воды, качество воды, неправильная работа электроснабжения и т.д. Претензии по поводу завышенных тарифов — второй по популярности вид претензий в адрес управляющих компаний. В условиях роста цен на ЖКУ таких претензий наверняка будет больше.

Действительно, случается, что нечистые на руку управляющие компании неверно рассчитывают тарифы по оказываемым услугам, завышают стоимость проделанных ремонтных работ, устанавливают повышенные начисления за обслуживание домофона, лифта, вывоз мусора и так далее. Следует помнить, что, если по тому или иному вопросу конструктивного диалога с управляющей компанией не получается, можно пожаловаться в жилинспекцию, роспотребнадзор и прокуратуру. А в ряде случаев — подать исковое заявление в суд.

Кстати

Чтобы проверить, насколько цифра в квитанции совпадает с реальной стоимостью оказываемых услуг, можно воспользоваться «Калькулятором ЖКХ», который был разработан Федеральной антимонопольной службой (не путать с другими подобными калькуляторами). В программе нужно указать свой населённый пункт, метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан. Программа рассчитает примерную стоимость услуг и даже покажет номер муниципального постановления, по которому взимается плата за ту или иную услугу.

В Жилищную инспекцию жителям многоэтажки следует обращаться, если претензия к управляющей компании заключается в техническом обслуживании и эксплуатации дома. Телефон «горячей линии» Государственной жилищной инспекции Воронежской области +7(473)212-59-44. Звонки принимаются с понедельника по четверг — с 9:00 до 18:00 (13:00 -13:45 перерыв). В пятницу  с 9:00 до 16:45.

В областной Роспотребнадзор стоит пожаловаться, если речь идёт о несправедливо завышенных тарифах, неверных расчётах и отказе предоставлять жильцам информацию об услугах и ходе выполнения тех или иных работ. Управление Роспотребнадзора по Воронежской области находится по адресу: Воронеж, ул. Космонавтов, 21а. Телефоны: +7(473)263-77-27,  +7(473)264-14-77, +7(473)263-16-28. Сайт: www.36.rospotrebnadzor.ru

Если после обращений к руководству управляющей компании, в Жилинспекцию и Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, следует обратиться с заявлением в прокуратуру своего района.

А в районный суд нужно обращаться в тех случаях, когда управляющая компания своими действиями или бездействием нанесла материальный ущерб. Такие иски обычно рассматривают в течение двух месяцев.

Владислав Комаров