За что платим?

За что платим?

Разбираем состав платёжки за жилищно-коммунальные услуги и способы экономии

Из чего состоит платёжка

Структура платы за жилое помещение в общем и целом раскрывается в статье 154 Жилищного кодекса России. Из неё мы узнаём, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Далее идёт плата за коммунальные услуги, которые потребил непосредственно собственник квартиры и его домочадцы.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Платёжки разных домов могут различаться по количеству и содержанию расходных статей. Например, если в подъезде установлен домофон, в платёжке будет дополнительно статья об оплате ПЗУ (переговорно-замочного устройства). Проживающие обязаны платить за него. Управляющая компания со своей стороны гарантирует его бесперебойную работу. Иногда строчку выносят в отдельную платежку, но чаще просто вписывают дополнительной строчкой в общем документе.

Есть в платёжках и другие аббревиатуры. Часто встречается сокращение СОИ (ОДН) - это содержание общедомового имущества. Оно включает в себя нахождение в рабочем и чистом состоянии: подъездов, лифтов, чердачных помещений, лестниц, подвальных, парадных и так далее. Другими словами, учитывается все, чем пользуются жильцы дома. Цена на эту услугу обычно определяется управляющей компанией и прописывается в договоре. В одностороннем порядке УК не может менять ставку без собрания жильцов.

Ещё в платёжке может быть строчка РЦ. РЦ — это расчётный центр. Услуги РЦ начисляются, если водоканал передал полномочия расчетному центру. В этом случае уже он будет содержать бухгалтерию, заниматься начислением, распечаткой, отправкой платежки.

Практически все квитанции ЖКХ оформляются по единому принципу. Сначала указываются данные плательщика. Печатается таблица, там будут все начисления за прошедший месяц.

Обязательны такие разделы:

ü  ФИО собственника – стоит проверять эту строчку каждый раз, чтобы не заплатить за соседа.

ü  Адрес – в этом поле ошибки бывают редко, но также лучше его проверять.

ü  QR-код – это картинка, которая помогает оплатить все задолженности через банкомат, без ввода информации и привлечения сотрудников банка.

ü  Период – в расшифровке платежного документа за коммунальные услуги указаны год и месяц, за которые были произведены начисления.

ü  Информация об управляющей компании (УК).

ü  Несколько строчек, посвященных объекту недвижимости – какого вида собственность, ее размеры, число зарегистрированных и проживающих, наличие льготников.

ü  Подвид поставляемого ресурса – сюда может вписываться все, что подается в квартиру, от газа до воды.

Как сэкономить на коммунальных услугах

Большинству граждан хорошо известны способы экономии на коммунальных услугах, но всё же повторим.

Первое — это, конечно же, установка счётчиков на воду. Они дают наиболее существенную экономию, размер оплаты за реальное потребление холодной и горячей воды обычно ниже, чем плата по нормативу на количество зарегистрированных в квартире жильцов.

Второе — это установка счётчиков на другие виды потребляемых ресурсов. Имеет смысл поставить счётчик на газ, если в квартире установлена газовая плита, например. Окупается он, конечно, гораздо дольше, чем счётчик воды, но всё же окупается и помогает домохозяйству экономить. Также можно рассмотреть вопрос установки многотарифного счётчика электроэнергии с большим межповерочным интервалом (особенно если подошло плановое время замены, и обслуживающая организация предлагает провести эти работы бесплатно). Чем больше межповерочный интервал, тем дольше не придётся менять электросчётчик. При этом преимущества многотарифного счётчика (например, у которого три тарифа — дневной, вечерний и ночной) не столь очевидны. Дело в том, что экономию по нему можно получить лишь тем, кто ведёт ночной образ жизни или хотя бы переносит на ночное время стирку и глажку белья, ведь именно стиральная машина и утюг являются самыми большими потребителями электроэнергии. Конечно же, всё это не слишком удобно и размер экономии при текущих тарифах весьма скромный. В части установки счётчиков на отопление тоже не всё однозначно: в новых домах они и так есть, а в старых домах для установки таких счётчиков нужно решение всех жильцов, которые могут сказать, мол, зачем нам тратиться на установку индивидуальных счётчиков, если у нас есть общедомовой.

Третий и весьма немаловажный аспект экономии связан с установкой энергосберегающих лампочек, экономных рычаговых смесителей, экономно расходующей воду лейки душа, двухрежимного спуска воды в унитазе. Существуют исследования, которые доказывают, что экономия от этого не меньше, чем от установки счётчиков.

Четвёртый способ экономии связан с нашими привычками. Например, если приобрети привычку выключать воду во время ежедневного процесса чистки зубов, научить всех домочадцев тому, что вода должна течь из крана не всегда, а только в начале и конце этой процедуры, то расход воды по счётчикам заметно снизится. 

Перерасчёт

При отсутствии зарегистрированного жильца в квартире более трёх суток, управляющая компания должна сделать перерасчёт по услугам, которые тарифицируются исходя из количества проживающих. Например, если вы уезжали в отпуск или в командировку на неделю или на месяц, или же лежали этот месяц в больнице, а у вас не установлен счётчик газоснабжения, то вы можете по приезду домой подать заявление о перерасчёте платы за газ, приложив подтверждающие документы (билеты на самолёт, документы гостиницы, выписку из больницы). При этом управляющие компании обычно отказываются принимать справки председателей садовых товариществ о том, что жилец три месяца провёл на даче, и вообще не считают это за отчётный документ. Следует помнить, что заявление на перерасчёт надо подать в течение месяца по приезду, не позже.

Экономия на некачественных услугах

В отдельных случаях можно снизить сумму к оплате, если удастся доказать, что коммунальные услуги предоставляются некачественно или цена на них завышена. Конечно, для этого нужно быть внимательным и даже дотошным жильцом, ведь придётся фиксировать все грехи управляющей компании и поставщиков ресурсов.

Некачественная услуга может выражаться, например, в слабом напоре воды или её отключении, которое не учтено в платёжке. Может случится, что мусор не вывозится, не чистится двор или приборы учёта не обслуживаются так, как должно быть по договору. Также бывает, что всё есть, но цена незаконно завышена. Или ничего не завышено, но объем, за который нужно внести оплату, превышает 20% от общего заработка семьи. В последнем случае можно рассчитывать, что управляющая компания пойдет навстречу и снизит платеж. Но, как и при получении любых льгот и жилищных субсидий, владелец жилья должен составить письменное ходатайство.

Владислав Комаров