Претензии к ЖКХ

Претензии к ЖКХ

Куда жаловаться на плохую работу коммунальных служб?

Очень часто жильцы многоквартирных домов недовольны работой ЖКХ. То дворники плохо убирают снег и метут дворы, то управляющая компания не убирает подъезды, то в квартире холодные батареи…. При этом квитанции на оплату услуг ЖКХ на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. Сегодня мы обсудим, куда и на что нужно жаловаться.

На что бы пожаловаться

Жаловаться можно на все, что управляющая компания (УК) должна делать по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по каким-то своим ценам. Или на то, что сантехник игнорирует вашу заявку, когда он нужен.

Закон устанавливает минимальный перечень работ и услуг, которые она должна выполнять. УК, например, должна контролировать состояние дверей подвалов и замков на них, а также кровлю на предмет протечек. Если что-то обнаружит — устранять неисправность.

Ещё УК должна поддерживать в порядке инженерные системы и общее имущество, контролировать и заменять вышедшие из строя датчики, проводку, оборудование пожарной и охранной сигнализации.

Ну и конечно, УК должна содержать в порядке сам дом: проводить сухую и влажную уборку тамбуров, лифтов, пандусов и других общих мест, очищать двор от снега и льда и так далее.

Полный список обязанностей управляющей компании есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме (если у вас нет договора, попросите у компании копию, они пришлют). Так вот, стороны могут вписать в договор все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти пункты не противоречили закону. Например, очистку стен дома от граффити.

Также управляющая компания должна информировать, если изменились тарифы, хранить техническую документацию на дом и вести переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, УК должна выставить водоканалу претензию.

Штраф для управляющей компании

Если управляющая компания плохо работает, не выполняет свои обязанности, то её можно привлечь к административной ответственности и оштрафовать не крупные суммы. Например, если в доме плохо работает лифт или не работает вентиляция, в подъездах грязь, то УК могут оштрафовать на сумму от 10 до 20 тысяч рублей. Если компания не соблюдает правила пожарной безопасности — штраф будет от 150 до 200 тысяч рублей. И таких оснований для штрафов в законе много. Кроме того, если управляющая компания не нарушит закон, но нарушит свои обязательства по договору, она тоже должна возместить собственникам помещений причиненные этим убытки. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.

Наконец, руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. За это нерадивого руководителя могут не только оштрафовать, но и посадить в тюрьму на два года.

Если управляющая компания регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть.

Куда жаловаться

Ответ на вопрос «Куда пожаловаться?» зависит от причины вашей жалобы.

Например, в аварийно-диспетчерскую службужалуются на выявленные недостатки. Например, когда дворник плохо убирает двор, сантехник не приходит, подъезды не убирают, а горячая вода едва тёплая. Лучше обращаться письменно. Но можно и позвонить по телефону. Вы должны назвать свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где надо проверить батареи или наладить уборку в подъезде, и сказать, что именно вас не устраивает.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан зарегистрировать ваше обращение и сообщить, кто принял сообщение — свои фамилию, имя и отчество, а также номер обращения и время его регистрации.

Если по вашей заявке ничего не сделано, или вас не устраивает качество работы, можно направить жалобу директору управляющей компании. Такую жалобу надо составить в двух экземплярах. Один экземпляр передайте в управляющую компанию, а на втором попросите в УК поставить отметку и оставьте себе.

Ну а если и директор управляющей компании не помогает решить проблему, то следует обратиться в жилищную инспекцию. Если УК плохо содержит дом, органы госжилинспекции (ГЖИ) могут привлечь ее к административной ответственности, вынести предписание об устранении нарушения и даже лишить права управления конкретным домом.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области находится по адресу: Воронеж, ул. Кирова, д.6а (Бизнес-центр "Романовский", 13-й этаж). График работы: понедельник – четверг с 9.00 до 18.00, пятница – с 9.00 до 16.45. Обеденный перерыв – с 13.00 до 13.45. Адрес электронной почты: zhilinsp@govvrn.ru. Горячая линия: (473) 212-59-44

В Роспотребнадзор можно обратиться, если УК не предоставляет сведения о сроках, качестве и объеме услуг или отказывается вернуть деньги, если у вас есть переплата. Жалобу в Роспотребнадзор можно подать через портал госуслуг, лично, отправить по почте или заполнить форму на сайте Роспотребнадзора.

Телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Воронежской области 8-800-700-52-05 работает каждый рабочий день с 10-00 до 17-00, перерыв с 13-00 до 13-45. Звонок по телефону 8-800-700-52-05 бесплатный из любого населенного пункта страны.

В районную прокуратуру можно обратиться за восстановлением своих нарушенных прав, если вы полагаете, что УК нарушила их. Сотрудники прокуратуры проведут проверку законности действий или бездействий УК и направят вам ответ в течение 30 дней. В нем в зависимости от итога проверки будет сказано, что нарушений не нашли или что УК вынесено предписание об устранении нарушений в установленный срок.

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) можно пожаловаться, если считаете, что ваша УК необоснованно завышает плату за коммунальные услуги. Или навязывают жильцам невыгодные условия содержания жилья. (Этим часто занимаются управляющие компании в новых домах. Например, некоторые компании назначают плату за подъем строительных материалов и даже плату за проход в дом — жильцов вынуждают покупать пропуска в собственные квартиры.) Специалисты ФАС проведут проверку, установят причины и обоснованность повышения. В случае если выявят нарушение, УК предпишут устранить такое нарушение и выпишут штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) находится по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, д. 21.

И в суд по месту жительства, конечно же, тоже можно подать. Для того, чтобы обязать УК устранить недостатки в обслуживании дома, и для взыскания с компании компенсации ущерба. Платить госпошлину за подачу такого иска в суд не придётся, если сумма иска не превышает 1 млн рублей.

Владислав Комаров