Мошенники эпохи санкций

Мошенники эпохи санкций

Российский центробанк и правоохранительные органы предупреждают о новых уловках телефонных мошенников: теперь они выманивают деньги у доверчивых граждан под флагом спасения их средств из банков, в отношении которых введены санкции.

Отключением российских банков от системы SWIFT пугают телефонные мошенники доверчивых россиян.

Начиная с конца февраля и вплоть до последних дней клиенты банков получают звонки с требованием снять средства со счетов в банках. Мошенники при этом мотивируют клиентов тем, что деньги будут недоступны после отключения их банков от SWIFT. И надо, мол, срочно спасать всё, что нажито непосильным трудом.

Разумеется, это ложь: отключение банка от системы межбанковских переводов SWIFT не лишает граждан возможности пользоваться своими деньгами, в том числе снимать их со счёта. SWIFT — это просто финансовый мессенджер, которым пользуются банки по всему миру, его отключение создает неудобства для международной деятельности банков, но никак не влияет на операции внутри страны.

Что они говорят, что внушают?!

Как правило, мошенники предлагают помочь сохранить деньги после отключения банка от SWIFT из-за санкций, которые ввели ЕС и США против российских банков. И предлагать спасти вклад. Для этого, по словам мошенников, надо только перевести деньги на другие, безопасные счета, как это уже, якобы, сделали десятки тысяч клиентов. Такие мошеннические предложения получили уже сотни клиентов как минимум десяти банков. Эксперты считают, что это только начало новой волны мошеннических звонков.

Шаблоны обмана

Ключевой момент всей схемы мошенников, это даже не информационный повод, а умение убедить человека добровольно перечислить им деньги. Далеко не всегда у преступников это получается: во-первых, на том конце провода может оказаться человек, который не поверит их афёре, а во-вторых, сами мошенники — это люди, как правило, с весьма посредственным образованием и говорят текст по заранее написанной методичке, — внимательный человек легко заметит шаблонность их фраз, избегание технических деталей (например, они сами плохо понимают, что такое SWIFT), психологический прессинг, наглость и «хабалистость» звонящих.

Обычно аферисты используют три наиболее популярных предлога, чтобы побудить человека перевести им деньги.

Предлог первый: «кто-то пытается несанкционированно взломать ваш счет и снять деньги».

Второй предлог: «ваш родственник попал в беду и срочно нужно дать взятку следователю или, как вариант, оплатить лекарства или операцию».

Третий предлог: «полицейские ловят мошенника, который покушается на ваши сбережения, и надо поймать его с поличным, передав ему деньги».

Это основные их схемы на все времена, шаблоны. Но есть ещё менее известные варианты, когда мошенники втридорога навязывают какие-то БАДы, юридические услуги, обещают помощь по вопросам трудоустройства, оформления социальных выплат и компенсаций за коммунальные услуги.

Почему мы им верим?

Все способы обмана мошенников шаблонны, давно известны, много раз о них предупреждали полиция, банки и средства массовой информации, но люди все равно верят и попадаются на одни и те же уловки. Почему так происходит?

Проблема не только в легковерных людях, но и в том, что телефонные мошенники — это, как говорится, народные психологи, которые ежедневно совершают множество звонков и оттачивают искусство диалога. Они умеют быстро втереться в доверие и могут быть очень убедительны. От таких спасает только хладнокровие и скептицизм.

Задача: продать санкции

Действительно, после объявления санкций многие граждане встревожились по поводу своих сбережений. А негодяи всегда готовы нажиться на панике, которую сами же и создают. Рецепт защиты от «заманчивых» предложений до удивления прост: прервать разговор, перезвонить в свой банк, сообщить о том, что вам сказали по телефону мошенники, сообщить номер, с которого они звонили. И пусть дальше служба безопасности разбирается, а вам лучше внести телефон мошенников в чёрный список, чтобы больше с этого номера они не смогли позвонить.

МВД России предупреждает россиян: мошенники в корыстных целях активно эксплуатируют актуальную новостную повестку. Если в прошлом злоумышленники от имени представителей банков пытались узнать у людей данные карты, но сейчас они сразу говорят об отключении российских кредитно-финансовых учреждений от международной платежной системы либо о якобы предстоящем полном запрете на снятие наличных, о глобальной блокировке банковских операций, вызывают паническую реакцию и дальше управляют действиями человека, который переживает стресс.

Как отличить мошенника от сотрудника банка?

1. Липовый сотрудник службы безопасности звонит с номера, который начинается на 8-800 или 8-495 и просит назвать номер карты, выглядит это так, будто звонок действительно от банка. Мошенник обращается по имени-отчеству и предупреждает, что кто-то пытается вывести деньги со счета. При этом позвонить могут с любого «красивого» номера, так как мошенники научились использовать уязвимости протоколов телефонных соединений: они подставляют «красивый» номер, клиент банка видит знакомые цифры и не сомневается, что разговаривает с настоящим сотрудником банка. Если у вас спрашивают код, то вы на сто процентов разговариваете с мошенником: банк никогда не звонит и не запрашивает коды у клиентов. А хотите в самом начале разговора вывести мошенника на чистую воду? Спросите, по какой именно карте подозрительная операция. Настоящий сотрудник банка без труда скажет последние 4 цифры номера карты, а мошенник, наоборот, будет просить у клиента номер, еще и целиком.

2. Под предлогом сохранения денег мошенник может предложить заблокировать карту. Прямо во время разговора приходит смс от банка с кодом, которое якобы подтверждает блокировку. На самом деле это код, который позволит мошеннику (уже вошедшему в личный кабинет жертвы) перевести деньги на свой счёт, поэтому мошенник либо просит продиктовать код из смс, либо переключает жертву в интерактивное меню, где просят ввести код из смс в тоновом режиме после звукового сигнала. И в том, и в другом случае человек потеряет деньги, если сообщит этот код. Поэтому нужно прервать разговор, обратиться в банк, заблокировать карту, сменить пароль к личному кабинету. Сотрудники банка никогда не просят продиктовать код из смс.

3. Характерное поведение мошенников — они максимально долго удерживают телефонный контакт с жертвой. Например, они могут рассказывать, представляясь сотрудниками МВД, что у вас пытались украсть деньги со счёта, а теперь полиции нужна ваша помощь в их поимке, они просят объяснения, переключают с одного голоса на другой, используют различные звуковые эффекты для реалистичности и т.д. Всё это делается, чтобы вы тем или иным способом передали им деньги.  Просто сбросьте звонок: вы не обязаны ничего объяснять и помогать ловить мошенников, это всё ложь.

4. Мошенник — якобы сотрудник страховой фирмы — вступает в разговор, называет точную сумму на счёте жертвы (которую видит в личном кабинете, ведь мошенники уже получили к нему доступ) и предлагает перевести её на другой «страховой» счёт, чтобы деньги с «заблокированного» счета не потерялись. От человека для этого требуется только назвать код из смс. А главное, это действие, якобы, поможет изобличить преступников, которые прямо сейчас пытаются украсть деньги (непонятно, как, но жертва в состоянии стресса верит в любую чушь). При этом они могут попросить ввести команду, которая включит переадресацию звонков реальных сотрудников банка на телефон мошенников. Шанс сохранить деньги в такой ситуации есть — нужно отказаться и от введения в телефоне команд переадресации, и от перевода на якобы страховой счет, кто бы ни звонил.

5. Несговорчивых мошенники пугают тем, что если жертва после всей проведённой работы с ней не переведёт деньги на якобы «страховой» счёт, то будет не только блокировка счёта, но и штраф. Конечно, это враки. И «страховой» счет, на который просят перевести деньги, принадлежит подставному лицу — его называют дроп. Этот человек за небольшую плату оформляет на себя обычную дебетовую карту, а затем передает ее мошенникам. Поэтому вернуть деньги с карты дропа будет невозможно, даже если у жертвы будут его данные. Так что никогда и никому не говорите код из смс. И не переводите сами деньги: никаких «страховых счетов» не существует.

Владислав Комаров