Огорчает управляющая компания?Огорчает управляющая компания? Если счета в квитанциях непомерно растут, с фасада дома осыпается штукатурка, а огромная замерзшая куча неубранного снега продолжает украшать двор до конца марта — пора писать жалобу на управляющую компанию. Расскажем, как заставить УК работать. Зачем нужна управляющая компания. Задача УК — содержать многоквартирный дом в порядке. Следить, чтобы батареи в квартирах жильцов были теплые, мусор вывозился вовремя, лифт работал исправно. Управляющую компанию выбирают общим голосованием собственников сроком на пять лет. Если всех все устраивает, договор продлевается. Если УК не справляется с обязанностями, жильцы вправе ее поменять. Помните, что вы наняли УК на работу и оплачиваете ее услуги. Это повод требовать добросовестного выполнения обязательств. Чтобы понимать, за что вы платите, изучите договор с УК. Если потеряли, не страшно - можно попросить копию. Деятельность управления многоквартирными домами регулируется Жилищным кодексом. В законе прописан перечень обязательных работ, которые возлагаются на коммунальщиков. Остальное — по договоренности собственников и УК. О проделанной работе с точностью до копейки УК обязана публично отчитываться. Посмотреть отчет можно:
· на стенде с информацией в подъезде. Хорошо, когда с УК повезло и она качественно работает. А что делать, если коммунальщики не выполняют свои обязательства? Писать жалобу. Способы пожаловаться на управляющую компанию:
Диспетчерская служба. Сразу идти в суд не стоит. Это крайний вариант, если другие способы решения вопроса не помогают. Начните с малого: позвоните диспетчеру УК и выскажите суть проблемы или претензии. Уборщица плохо моет пол в подъезде, лифт постоянно ломается или каждую неделю отключают воду — расскажите обо всем, что наболело. Если произошла аварийная ситуация: прорвало батарею, отключили электричество — также обращайтесь к диспетчеру. Сотрудник обязан зафиксировать ваше обращение, сообщить номер заявки, по которой можно отслеживать работу и примерный срок выполнения. Поводы для обращения - аварийные ситуации: сломался лифт, прорвало трубу, отключили воду; любые вопросы, связанные с текущим состоянием дома. Жалоба на имя директора УК. Если без уважительных причин обращения остаются без ответа, пишите претензию на имя директора УК. В свободной форме изложите суть проблемы, пожалуйтесь на бездействие сотрудников. Полезно привести пункты из договора, которые нарушаются. Задача — дать понять, что вы знаете права и не пустите дело на самотек. Волшебные слова «Роспотребнадзор, прокуратура, суд» производят должное впечатление на представителей УК. Поводы для обращения - некачественные услуги: плохая уборка, вечно сломанный лифт, переполненные мусорные баки, грызуны и насекомые в подвале; невыполнение услуг, прописанных в договоре. Должны убираться — не убирают; должны вывозить зимой снег — не вывозят. Бездействие сотрудников УК: вы звонили несколько раз, оставляли жалобы — вас игнорируют; жалоба на конкретного сотрудника. Например, консьерж обязана открывать шлагбаум во двор в любое время суток, но ночью ей не дозвониться. Срок - 30 календарных дней. Как отправить: · через форму обратной связи на сайте УК (если есть); · по почте России заказным письмом; · лично отнести в приемную УК (в этом случае пишите претензию в двух экземплярах, один с подписью принявшего сотрудника оставьте себе). Эти два способа относятся к мирному урегулированию вопроса, когда собственник самостоятельно добивается от УК выполнения обязательств. Если представители УК упорно игнорируют жалобы, создают видимость, что решают проблему, а на деле ничего не происходит — просите помощи государства.Жилищная инспекция. Когда мирные способы заставить коммунальщиков работать не помогают, пишите жалобу на УК в жилинспекцию. Здесь рассматривают любые вопросы, связанные с эксплуатацией и техническим состоянием дома: сломанные лифты, протекающие крыши, холодные батареи зимой. Поводы для обращения: нарушения со стороны УК условий содержания дома, например: на головы прохожих осыпается штукатурка; отсутствие реакции на жалобы и обращения жильцов; нарушение правил управления и принятия решений, например: УК самовольно установила правила пользования придомовой территорией. Срок - 10 рабочих дней. Как отправить:
Роспотребнадзор. Жалобы, связанные с нарушением прав потребителя, рассматривает Роспотребнадзор. Применительно к УК это значит, что, если не выполняется хотя бы один из пунктов договора с собственником, права потребителя нарушаются. Одно условие: прежде чем писать в Роспотребнадзор, собственник должен попробовать урегулировать вопрос напрямую, через диспетчерскую службу или директора. Не получив ответа или получив отказ, можно отправляться в Роспотребнадзор. Поводы для обращения: рост тарифов на коммунальные услуги; нарушение санитарных правил (не убирают подъезд, не занимаются вывозом мусора, не моют мусорные баки); отсутствие реакции на жалобы и обращения жильцов. Срок - 30 календарных дней, с возможностью продления до 60 дней. Как отправить: · онлайн на сайте Роспотребнадзора; · через сайт «Госуслуги»; · заказным письмом по почте России. Прокуратура. Если жилинспекция и Роспотребнадзор не решили ваших проблем, идите в прокуратуру. Жалуйтесь на бездействие УК и госорганов, куда вы уже обращались с просьбой о помощи. Прокуратура обязана следить, чтобы права граждан не нарушались, а законы исполнялись. Поводы для обращения: лицензия УК отсутствует или просрочена; рост тарифов на коммунальные платежи; отсутствие реакции на жалобы и обращения жильцов. Срок - 30 календарных дней. Как отправить: · лично отнести в приемную районной прокуратуры по месту регистрации; · заказным письмом по Почте России; · через форму обращения на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Суд. Прежде чем обратиться в суд, убедитесь, что испробовали все возможные способы решения проблемы. Иначе большой риск, что суд откажет. Для составления грамотного искового заявления лучше обратиться к профессиональному юристу, он поможет сослаться на нужные статьи в законе. Если такой возможности нет или вы уверены в собственных силах, дерзайте. Важно собрать и предоставить в суд документы, подтверждающие нарушение УК ваших прав или невыполнения обязательств. А также документы, доказывающие, что вы пробовали решить вопрос мирным путем: квитанции, чеки, письма, почтовые уведомления, копии ваших письменных жалоб, распечатку переписок. Приложите копии коммунальных платежей — так продемонстрируете суду, что вы не должник и исправно оплачиваете вывоз мусора, отопление и прочие услуги. В дополнение вы имеете право требовать возместить вам моральный вред и взыскать с УК штраф за то, что они не выполнили обязательства в срок и добровольно. Сумма штрафа зависит от суммы иска. Рекомендации по составлению жалобы на УК. Утвержденной формы жалобы нет. Вот перечень того, что обязательно нужно указать в тексте претензии: · Данные об организации, кому адресована жалоба: название, юридический адрес, ФИО руководителя. · Данные отправителя: ваши ФИО, паспортные данные, контактный телефон. · В описательной части сообщите суть претензии, на что именно жалуетесь, что вы уже предприняли (например, несколько раз звонили диспетчеру, отправляли претензию директору), что просите/требуете сделать. Здесь полезно сослаться на конкретные пункты договора между собственником и УК, которые нарушены. · Дата и подпись. · Приложите к жалобе копии документов, подтверждающие право собственности. Как отказаться от управляющей компании, если ни один из методов убеждения не работает и вы имеете право расторгнуть договор? Чтобы отказаться от услуг УК, нужно договориться с другими собственниками. Для этого назначают собрание. Не забудьте пригласить на встречу владельцев нежилой недвижимости: паркинга, кладовых, коммерческих помещений. Уведомление о собрании нужно отправить за 30 дней до даты его проведения. Обязательно приложите информацию о теме предстоящего обсуждения. Чтобы собрание признали состоявшимся без нарушений, важно выполнить правила: в нем должно принять участие больше 50% собственников; обязательно выбрать председателя и секретаря; необходимо вести письменный протокол совещания. Председатель озвучивает суть проблемы и предложения ее решения, проводится голосование, фиксируются результаты. Решение собственников о расторжении договора с УК в письменном виде и вместе с результатами голосования отправляется в жилинспекцию и в УК. Бороться с коммунальщиками сложно, но способов много. За невыполнение обязательств им грозят штрафы, лишение лицензии и потеря клиентов. Знать свои права и возможности в этом вопросе полезно, чтобы управление многоквартирным домом не превращалось в самоуправство управляющей компании. Если вы хотите написать про свою управляющую компанию в нашей газете, ждем интересных историй! Елена Брик |