«Незваные гости»: как мошенники обманывают россиян под видом коммунальщиков, врачей и пожарных

«Незваные гости»: как мошенники обманывают россиян под видом коммунальщиков, врачей и пожарных

В России участились случаи мошенничества, при котором преступники выдают себя за сотрудников различных служб. Чаще всего мошенники стараются усыпить бдительность жертв, выбирая образы, которым люди привыкли доверять: пожарные, полицейские, медработники или представители социальных организаций.

Схемы обмана могут быть разными. Людей заставляют покупать специальное оборудование (пожарное, газовое, водное), предлагают медицинские и лекарственные препараты якобы по огромным скидкам. Иногда преступники совершают крупные и мелкие кражи, сюда относятся и махинации с банковскими картами, и так называемые кибератаки.

Пожарные мошенники

В последнее время мошенники все чаще представляются сотрудниками горгаза или пожарного надзора. Они навязывают людям покупку оборудования, угрожая штрафными санкциями. Преступники приходят под видом газовщиков, поскольку введен закон об обязательном заключении договоров на обслуживание ВКГО (внутриквартирного газового оборудования). Они предлагают различные приборы, связанные с газовым оборудованием, которое, в принципе, жителям не нужны. Продают их с наценкой в 10-20 раз. Чаще всего от действий таких мошенников страдают пенсионеры: к ним легче всего втереться в доверие, рассказав о неисправности газового оборудования.

Также бывают случаи, когда к жителям приходят под видом сантехников, говорят о бесплатной замене стояков и розливов, а затем обследуют и меняют в квартире систему розлива, к примеру, не за 1000 рублей, а в 20 раз дороже, ссылаясь на наноматериалы и нанотехнологии. В некоторых случаях меняют даже исправный розлив, вводя собственников в заблуждение. К сожалению, большинство людей обращаются в УК уже после этого.

К распространенным видам мошенничества относится и установка счетчиков и их поверка. В почтовых ящиках людей появляются извещения об обязательной поверке водосчетчиков со ссылками на федеральный закон. Отправители, некие коммерческие фирмы, сообщают жителям, что они должны провести метрологическую проверку внутриквартирных счетчиков горячего и холодного водоснабжения. В случае отказа грозят начислять плату за коммунальные услуги по завышенным тарифам.

Как распознать мошенника?

Для того, чтобы не пустить к себе в дом мошенника, действующего под видом коммунальщика, нужно следовать нескольким правилам. Прежде всего, необходимо посмотреть на одежду того, кто пытается попасть к вам в квартиру. У сотрудников имеется форменное обмундирование, которое позволяет отличить его от работников иных служб и ведомств. Второй момент, на которой стоит обратить внимание, — это удостоверение сотрудника. В нем должны содержаться ФИО человека, печать организации, а также ее ИНН и ОРГН. Лучше всего сфотографировать либо переписать данные. При возникновении сомнений запросите у сотрудников коммунальных служб подтверждающую документацию, наряд на работы и по возможности зафиксируйте их действия на камеру мобильного телефона.

Мошенники часто пускают в ход напористость и наглость, потому очень важно не поддаваться спешке. В случае, если вас настораживает хоть что-то в человеке, лучше попросить его подождать в коридоре, закрыть дверь и позвонить в службу, которую он якобы представляет: уточнить, действительно ли по данному адресу проводятся какие-либо обходы или мероприятия контроля. Иногда мошенники представляются даже сотрудниками полиции, потому в случае прихода последних не стоит стесняться записать номер их удостоверения и нагрудного значка, проверить их по телефону 112.

Также злоумышленники могут называться и врачами: раскусить их можно при помощи звонка в районную поликлинику. Вполне вероятно, что сотрудники поликлиники не проводят никаких обследований на дому, а те, кто стучится к вам в дверь, не имеют к медицине никакого отношения.

Помните, что любые обходы сотрудников любых служб не проводятся в позднее время суток. При наличии сомнений вызывайте сотрудников полиции. Кстати, о своем намерении сразу сообщите «сотруднику»: его реакция будет весьма показательной — как правило, мошенники сразу ретируются.

В случае обмана

В случае, если вас все же обманули, следует немедленно обратиться в полицию и в подробностях описать все, что запомнилось: внешность преступника, особые приметы и телефон, с которого он звонил. При подаче заявления необходимо указать дату, время, место совершения преступления, подробно изложить обстоятельства произошедшего, описать похищенные предметы (деньги). После написания/приема заявления сотрудники полиции в тот же день зарегистрируют его в КУСП (книге учета сообщений о преступлениях), присвоив ему номер, после чего начнут проводить доследственную проверку. Сроки проверки строго регламентированы УПК РФ и составляют 3 суток. В случае необходимости срок может быть продлен до 10 и 30 суток. После этого должностное лицо должно принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе от него. Сразу после подачи заявления обратиться в управляющую компанию и рассказать о случившемся, попросив сохранить записи с камер видеонаблюдения за этот день для последующей передачи правоохранительным органам.

В случае, если человек купил навязанный ему товар, не стоит им пользоваться — лучше сразу обратиться к юристам, чтобы те помогли составить претензию с просьбой вернуть средства. Если в возврате денег будет отказано, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении нарушенных прав потребителя.

Будьте бдительны!

Использованы материалы сайта: iz.ru