Алло, вам звонит мошенник…

Алло, вам звонит мошенник…

Телефонное мошенничество — это очень распространенный в настоящее время вид мошеннических действий, направленный на обогащение путем обмана телефонного собеседника без визуального контакта с ним. Как правило, мошенники представляются своим жертвам родственниками или обманным путем действуют от имени банка.

Как они обманывают

Самый, пожалуй, популярный сегодня в России вид мошенничества называется «вишинг» и работает благодаря использованию методов социальной инженерии: мошенники звонят потенциальной жертве по телефону, играя определённую роль (чаще всего они притворяются сотрудником банка, родственником или полицейским). Под разными предлогами они выманивают у держателя платёжной карты конфиденциальную информацию (указанный на карте код или кодовое слово) или стимулируют жертву к совершению определённых действий (снять и отдать мошенникам деньги, перечислить им деньги или оплатить какой-либо оформленный ими в кредит товар).

Вишинг в основном бывает трёх типов:

· прямое выманивание денег, когда мошенники звонят от имени родственника и просят деньги;

· шантаж, когда мошенники звонят от имени работника правоохранительных органов;

· банковское мошенничество, когда на мобильный телефон, раздается звонок мошенников, представляющихся сотрудником банка или службы безопасности банка;

· также мошенники могут звонить, чтобы вынудить или убедить человека установить мошенническое приложение.

В любом случае не стоит делать то, что мошенники говорят вам по телефону. Помните, что их действия квалифицируются по статье 159 Уголовного кодекса РФ как мошенничество, т.е. умышленные действия, направленные на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Никогда не говори «да»

С 2017 года всё более популярным становится такое мошенничество: злодеи звонят потенциальной жертве, имитируя с помощью технических средств помехи, и якобы от имени сотрудника банка задают вопросы, на которые рассчитывают услышать ответ «Да». Например, они спрашивают: «Это Иван Иванович?» «Вы меня слышите?» или «Хорошо ли вам меня слышно»? Далее полученный обманным путём ответ «Да» вырезается из записанного разговора и подставляется в качестве утвердительного ответа на вопрос, к примеру: «Хотите ли вы подписаться на данную услугу?». Далее преступники пытаются получить с псевдоклиента деньги за услуги или товар, которые он никогда не заказывал. Мошенники присылают счета и могут угрожать использованием в качестве доказательства в суде фальшивое телефонное соглашение.

Колл-центры

Наивно думать, что таким мошенничеством занимаются лишь немногие люди. Этот криминальный бизнес давно осуществляется в промышленных масштабах. Мошенники для проведения массовых противоправных действий организуют колл-центры, которые без устали обзванивают людей. Причём, представители банков заявляют, что многие из таких колл-центров размещены в исправительных учреждениях. Так что если вам в очередной раз позвонит сотрудник банка с предложением назвать ему все цифры на карте, шансы, что в действительности вы разговариваете с осуждённым, весьма высоки. Хотя, конечно, это может быть и не так.

И если вы видите у себя пропущенный вызов с неизвестного номера продолжительностью несколько секунд — не спешите перезванивать, а лучше заблокируйте номер. Скорее всего, это был звонок из мошеннического колл-центра с целью проверить, активен ли номер, и в надежде, что вы сами им перезвоните: тогда звонок для них будет входящим, и обманывать вас по телефону они будут за ваш же счёт.

Что делать, если стал жертвой мошенников?

Если гражданин предполагает, что стал жертвой телефонного мошенничества, ему необходимо обращаться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением. В заявлении следует максимально подробно рассказать обо всех обстоятельствах события. Кроме этого, следует сообщить о факте телефонного мошенничества в абонентскую службу мобильного оператора, который обслуживает номер преступника. Если гражданин, к примеру, совершил перевод денежной суммы по мобильной сети, то принятие оператором экстренных мер может позволить заблокировать перевод и вернуть деньги. Не помешает сообщить о мошенниках и службе безопасности банка, если посторонние лица получили её данные и доступ к деньгам.

Для того чтобы не стать жертвой, необходимо следовать определенным правилам. Например:

- если получен звонок с просьбой о срочной денежной помощи для известного гражданину лица (знакомого, родственника и т.п.), не нужно принимать решение сразу, идя на поводу у позвонившего, а проверить полученную от него информацию, перезвонив вышеуказанным лицам, или связаться с ними иными способами;

- нельзя сообщать по телефону личные сведения или данные банковских карт, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий;

- нельзя перезванивать на номер, если он незнаком, переходить по предложенным ссылкам и т.д.

Опасные сообщения

Мошенники для обмана населения используют не только телефонные звонки, но и различные сообщения в SMS, мессенджерах и социальных сетях. Эта сфера очень разнообразна, и нам просто не хватит места в газете, чтобы описать все возможные виды мошенничества.

Чаще всего жертве присылают сообщение, содержащее ссылку, при переходе по которой человек либо попадает на какие-нибудь платные страницы, либо получает подписку на платную услугу. Что ещё хуже — человек переходит по ссылке на вредоносную программу, которая предоставляет мошенникам данные телефона и позволяет им в дальнейшем от имени жертвы совершать различные действия (снимать деньги с банковской карты, звонить родственникам с номера жертвы и вымогать деньги под различными предлогами, оформлять подписки на платные услуги и т.д.).

Также существуют вирусные программы-вымогатели, которые блокируют устройство до тех пор, пока его владелец не перечислит деньги на указанный номер.

В общем, как вы, наверное, уже поняли, лучше по присланным ссылкам не переходить и ничего не скачивать.

Ничего святого

Сегодня можно вполне обоснованно утверждать, что у мошенников нет ничего святого, и для отъёма даже небольших сумм они готовы использовать самые гнусные методы. К примеру, собирать деньги якобы на помощь больному ребёнку, а в действительности к себе в карман. Или другой вариант действий мошенников:  в социальные сети запускается сообщение о том, что «ребёнку нужна редкая третья отрицательная группа крови», телефон «для связи» и просьба переслать всему списку контактов. Обман в том, что указанный номер телефона — платный, после установления соединения автоответчик воспроизводит гудки, что заставляет многих людей перезванивать несколько раз.

Часто мошенниками просто рассылаются сообщения с просьбой перевести деньги на тот или иной мобильный номер и соответствующий текст (например, «Мама, срочно положи 100 рублей на номер +7**********, когда приеду, верну»). Текст сообщения подбирается так, чтобы часть получателей могла принять такое SMS за отправленное кем-то из близких людей.

Получила распространенность и другая схема: сначала мошенник посылает SMS о том, что владельцу мобильного телефона перечислены деньги, а затем с этого же мобильного приходит просьба вернуть их. Мошенники давят на жалость, добавляя небылицы про больных родственников и всякие несчастья в их семье. Данный способ мошенничества легко распознать, так как сообщение о перечислении денег приходит только от операторов мобильной связи, а не с частных номеров.

Ещё вариант: абоненту приходит уведомление о пополнении счёта, и он действительно пополняется. Затем приходит SMS: «Случайно перевёл вам 100 руб. Сможете вернуть?». Как только абонент переводит 100 руб., «ошибочно переведённые» 100 руб. со счёта исчезают. Ведь операторы сотовой связи предоставляют возможность возврата ошибочно переведённых денег.

Так что, дорогой читатель, будь начеку.

Роман Дежнёв