Дошкольное обучение

Дошкольное обучение

Как обстоят дела с самой первой ступенькой образовательной системы?

Как следует из доклада Минпросвещения России, доступность детских садов по состоянию на лето 2021 года обеспечена только в 37 регионах страны. По-видимому, нашему дошкольному образованию до сих пор не хватает финансирования и оперативного решения административных проблем на уровне региона.

Проблемы отрасли

Из документа Минпросвещения видно, что на 100% обеспечить потребности самых маленьких дошколят сегодня готовы только 37 субъектов. В их числе ЯНАО, НАО, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Ульяновская, Тульская, Тверская, Тамбовская, Саратовская, Псковская, Пензенская, Орловская, Омская, Новгородская, Нижегородская, Московская, Магаданская области, Хакасия, Мордовия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Адыгея, Алтай, Башкирия, Краснодарский, Хабаровский, Пермский и Приморский края.

Однако, в регионах проблема доступности зачастую решается неправильно: в детских группах вместо 25 мест создается 40 и более мест. Соответственно, внимание к каждому ребёнку в таких группах ниже.

Главная проблема, получается, растёт из девяностых: тогда многие детсады (особенно ведомственные, принадлежавшие предприятиям) позакрывались, а их здания заняли коммерческие структуры и административные учреждения. Педагогические кадры система тогда же растеряла. И вот с тех пор никак не удаётся выйти на нужный уровень финансирования и кадрового обеспечения системы дошкольного образования, чтобы решить эти застарелые проблемы.

Конечно, если в группы набивают по 50 детей так, что воспитатели едва успевают их одевать-раздевать, качество образования страдает. Малыши вместо игр готовятся к школе. А между тем игнорирование особенностей развития ребенка в младшем возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным периодом.

Такая вот беда появилась в последние годы. В системе дошкольного образования возникла ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является не это, а мотивация ребенка, зарождение интереса к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей, наоборот, может приводить к исчезновению учебной мотивации, дезадаптации и школьным неврозам.

Частично проблему нехватки мест и более качественного дошкольного образования с упором на игры и творчество могли бы решить частные детские садики за счет дотаций государства. Опыт такой уже есть. Но реализовать его очень сложно: хорошее дело душат жесткие требования контрольно-надзорных органов.

Что делать родителям?

Психологи и педагоги дают различные советы родителям о том, как им повысить качество дошкольного обучения и в целом жизни дошколёнка, а также стимулировать его тягу к знаниям.

Это в основном простые советы.

1. Стимулировать ребёнка больше двигаться. Зарядка по утрам, тренировки, простые прогулки — малышам нужно больше активности.

2. Соблюдать вместе с ребёнком режим сна и отдыха. Мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться. А негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается.

3. Постараться перевести ребёнка в маленькую группу. Существующая система образования часто не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями, осваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому чем меньше группа дошкольного обучения, тем лучше.

4. Следите за правильным изложением учебного материала. Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

5. Поддерживайте интерес к учебному процессу. Дети замечают все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше. Поэтому стоит подумать, в какой форме давать ребёнку новые знания.

6. Давайте знания маленькими порциями. Преподносить ребёнку новую информацию надо небольшими порциями, давая отдых между смысловыми блоками. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией.

7. Убирайте всё, что мешает учебному процессу. Если ребёнок одновременно с выполнением учебного задания слушает музыку и смотрит мультфильм, вряд ли будет толк.

8. Повторяйте с ребёнком пройденное. Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Поэтому повторение — мать учения. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

9. Снижайте уровень стресса дома. Стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память слабее, чем у других. Им трудно сосредоточиться.

10. Задействуйте мультисенсорное обучение. Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация. Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме.

11. Поощряйте любопытство. Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что требуется — поощрять его стремление к познанию.

Владислав Комаров