Воронежские усадьбы: история и мифы

Воронежские усадьбы: история и мифы

Воронежская область привлекает туристов старыми дворянскими усадьбами, история которых, как водится, сопряжена с мифами и легендами. О некоторых мы сегодня расскажем.

Дворец Ольденбургских
Это удивительная усадьба в посёлке Рамонь, принадлежавшая до революции принцам Ольденбургским. Здесь есть романтический замок, парк с живописными аллеями и экспозиции, посвященные жизни и достижениям знаменитого рода. История этой усадьбы о том, как в прошлом Евгения Ольденбургская купила её у местных дворян, перестроила так, что получился оригинальный дворец в староанглийском стиле, а также сумела создать при усадьбе агропромышленный комплекс, намного опередивший свое время.

Принцесса вообще активно обустраивала жизнь в селе. В частности, она построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание, завоевав большое количество наград на различных всемирных выставках. Также в селе появилась водонапорная башня (во дворце был водопровод как с горячей, так и с холодной водой), а рядом с ней — два дома для прислуги принцессы. Была учреждена стипендия Её высочества принцессы Ольденбургской, появились столовая и лечебница для местных жителей и даже железная дорога. При этом в посёлок постоянно приезжали новые крестьяне. В итоге Рамонь стала расширяться и из захолустного поселения превратилась в довольно зажиточное.

Музей-усадьба Веневитиновых

Это очень популярный у гостей Воронежа старинный двухэтажный особняк, менее чем в 30 километрах от Воронежа, он словно создан как образец дворянского быта. Здесь открывается вид реки Дон, при усадьбе разбит парк с прудом и ротондой. С этой усадьбой связаны имена сподвижника императора Петра I Антона Веневитинова, английской писательницы Этель Войнич (она служила в усадьбе горничной, и ее биографы утверждают, что именно жизнь в России и знакомство с лучшими представителями дворянства той эпохи, сподвигли на написание романа «Овод»), историка и краеведа Михаила Веневитинова, поэта и филосова Дмитрия Веневитинова, который удивительным образом предсказал свою судьбу в одном из произведений. Мало кто знает, что Дмитрий был не только талантливый поэт, но и родственник Пушкина (внучатый брат — бабушки поэтов были двоюродными сестрами) и именно с него писался образ Владимира Ленского в гениальном «Евгении Онегине».

Веневитиновы любили Воронеж, любили свою усадьбу и предпочитали тихую провинциальную жизнь шуму и блеску парадного Петербурга и суете купеческой Москвы. Семь поколений их рода жили здесь, пока не случилась революция. Теперь их нет, но переживший реставрацию изящный барский дом выглядит так, словно он замер в прошлых веках. Чистые окна белеют шторами, алые герани греются на солнечных подоконниках, старинные часы громко отбивают бесконечные четверть, пол часа, без четверти, час, поскрипывают старинные паркеты, воздух пахнет воском и мятой, и тишина здесь живая, готовая взорваться голосами тех, кто жил пару веков назад в уютных теплых комнатах старинного дома.

«Кремль на Дону»

В селе Хвощеватка Рамонского района есть краснокирпичная церковь во имя Параскевы Пятницы, живописно расположенная на высоком берегу реки. Побывав тут, можно узнать, как ее строили и почему ее называют «Кремль на Дону». Кроме того, узнаете истории о местных помещиках — дворянских семьях Чертковых и Северцовых, насладитесь донскими пейзажами и наберете родниковой воды из целебного источника «Семь ручьев».

Сама церковь построена на средства Федора Дмитриевича Черткова, внука В. А. Черткова - воронежского и саратовского генерал-губернатора. Еще с 1780-х годов хвощеватское имение принадлежало этой известной дворянской семье. Строительство продолжалось 25 лет - ее сооружение началось в конце 19 века и закончилось в 1901 году.

Усадьба Веневитиновых-Чоколовых

На рубеже 17 и 18 веков, Алексей Веневитинов решает построить усадьбу в селе Горожанка, на правом берегу Дона, в удивительно живописном и очень уютном месте. В конце 19 века усадьба перешла к Екатерине Веневитиновой, в качестве подарка к бракосочетанию с Семеном Чоколовым, инженером-путейцем (сохранились их портреты кисти Серова). Сегодня старый дом требует бережного восстановления и музейного статуса, ведь автором проекта был Джакомо Кваренги, создававший в то время архитектурные шедевры в Воронеже, к сожалению, беспощадно уничтоженные войной. Между прочим, здесь делали ковры и кружева, слава о которых прокатилась по всему миру. Также в усадьбе делали мебель и керамику. А местный конный завод славился далеко за пределами Воронежской губернии.

После революции хозяевам пришлось спешно покидать усадьбу, пробираясь подземным ходом незаметно от тех, кто желал их крови. Все, что было нажито, осталось в доме, надежно спрятанным то ли в подвалах, то ли в лабиринтах подземного хода, то ли замуровано в стенах. С этой усадьбой до сих пор связана легенда о кладе, спрятанном здесь. И однажды охотники за сокровищами похитили из усадьбы красивое панно, а стену за ним искромсали — искали богатства Веневитиновых-Чоколовых. Много разрушений претерпела усадьба от охотников за сокровищами, которые так и не нашли ничего. А ещё говорят, что здесь есть своё приведение.

Олеся Иванова