Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

В канонических Евангелиях упоминаний о событии, которое считается одним из главных в истории христианства, нет. О нем известно из Священного Предания и сложившейся к Х веку латинской версии детства Девы Марии и Иисуса — «Евангелия Псевдо-Матфея». Введение во храм Пресвятой Богородицы считается третьим великим праздником церковного года — он следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и отмечается всегда 4 декабря, в Рождественский пост.

Полное название праздника — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день христиане вспоминают церковное предание о том, как праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Деву Марию в Иерусалимский храм. Согласно преданию, родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, которые долгое время не могли зачать ребенка, обратились к Богу, пообещав в случае рождения дочери посвятить ее Господу. Вскоре после их молитв на свет появилась Дева Мария. Когда дочери исполнилось три года, выполняя данное обещание, родители отвели ее в Иерусалимский храм. Мария, несмотря на младенческий возраст, сама преодолела все 15 крутых ступеней, ведущих к храму. Наверху ее встретил первосвященник Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи, и ввел во внутренний алтарь храма, в котором когда-то хранился Ковчег Завета. Входить туда разрешалось лишь раз в год и только первосвященнику. Но незадолго до этого события Захарии было откровение от Господа об особом предназначении Марии, поэтому он спокойно провел девочку в Святая Святых. Согласно Священному Преданию, со дня прихода в храм началась долгая и трудная дорога Божией Матери. Богородица жила и служила при храме вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы было установлено в VIII веке. После принятия христианства его стали отмечать на Руси.

Накануне праздника проходит всенощное бдение, а утром в храмах служат Божественную литургию. 4 декабря на утренних службах в церквях начинают петь «Христос рождается...», и христиане готовятся к Рождеству. Согласно уставу службы, во время двунадесятых богородичных празднований (куда входят Рождество и Успение Богородицы) поются только песнопения праздника. Священнослужители облачаются в белые или голубые одеяния. Прихожане тоже надевают праздничную одежду. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы принято приводить детей на первую исповедь. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. В этот день в своих проповедях священники говорят о том, как важно приобщать детей к вере.

Введение во храм Пресвятой Богородицы приходится на Рождественский пост, который также называется Филиппов пост. В этот день, как и в другие церковные праздники, совпадающие с постом, разрешается есть рыбу. В честь праздника устраивают застолья, приглашают друзей и близких.

В прошлые времена после службы в храме народ собирался на постные ярмарки, где продавались соленья и плоды осеннего урожая. К этому времени земля обычно уже покрывалась снежным покровом, и одним из главных развлечений было катание на санях с горок и на тройках лошадей. После праздничного богослужения в храмах крестные родители угощали крестников сладостями, дарили подарки, санки-салазки. В день Введения крестьяне переходили с телег на сани и совершали пробный выезд. Сыгравшие накануне свадьбу молодые семьи наряжали сани и выезжали на люди.

В народе праздник называли «Введение», «Ворота зимы», «Праздник молодой семьи» или «Ввезение». Народные поговорки связывают «Введение» с началом зимы: «Введенье пришло — зиму привело», «На Введенье — толстое ледененье». Считалось, что, если на 4 декабря мороз, все зимние праздники будут морозными и наоборот.

Этот праздник подводит верующих к главному после Пасхи празднику — Рождеству Христову.

Использованы материалы сайтов: tass.ru, iz.ru