Борьба с тунеядством в СССР

Борьба с тунеядством в СССР

Давайте вспомним, как в советское время власть боролась с лентяями и бездельниками.

Указ от 4 мая 1961 года уравнивал «отъявленных бездельников» и всех граждан, работавших, но получавших нетрудовые доходы, в том числе представителей творческих профессий. «Гражданин СССР должен работать на государство, выбирая для себя род занятий из тех, в которых заинтересовано государство, и иметь столько денег, сколько платит ему государство». Если вы думаете, что закон снижал количество тех, кто сидел у общества на шее: попрошаек, алкоголиков, бичей и бомжей (БИЧ — бывший интеллигентный человек, БОМЖ — человек без определённого места жительства), то вы ошибаетесь. Главный посыл законодательства по борьбе с тунеядцами был направлен на тех, кто имел «нетрудовые доходы». А чтобы закрыть все лазейки, как раз и нужна была уголовная статья за тунеядство.

Тунеядство, стали называть главным бичом общества. Тунеядцами автоматически становились все, кто не работал четыре месяца в году. Таким гражданам присваивалась аббревиатура БОРЗ (без определенного рода занятий). Отсюда в жаргоне и появилось слово «борзой» — тот, кто не хочет работать. Наказывали строго. После того как вина была доказана судом, у тунеядца конфисковывали имущество, приобретенное на нетрудовые деньги, выселяли в специально отведенные местности на срок от 2 до 5 лет и привлекали к труду по месту поселения. За четыре года было выявлено более полумиллиона граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, 37 тыс. из них были выселены.

К концу 1970-х «паразитические элементы» нашли весьма удобный способ избегать 209-й статьи. Вместо работы люди искали различного рода «притырки», то есть места, которые позволяли получить запись в трудовой, но не предполагали серьезной занятости.

В 1965 году выдворять тунеядцев перестали. Новая волна борьбы с бездельниками вспыхнула только в начале 1980-х. Приблизительно в то же время начали проводить так называемые «андроповские облавы».

«Здравствуйте, а почему вы не на работе?» — этот вопрос милиционера или дружинника можно было услышать в любом месте, будь то магазин, кинотеатр, баня или парикмахерская. Правоохранительные органы проверяли документы граждан, составляли списки нарушителей, списки передавали руководству предприятий. Те должны были объяснить причину отсутствия сотрудника на рабочем месте. Если у провинившихся не было документов, их могли отвести в отделение. Студентам, состоявшим в комитете комсомола, выносили предупреждение. На предприятиях дело редко обходилось устными замечаниями - штрафовали или выносили выговор. Особенно активно ловили тунеядцев при правлении генсека ЦК КПСС Юрия Андропова.

С его смертью облавы прекратились, и в 1991 году был принят закон, отменявший уголовную ответственность за тунеядство и признававший безработицу. Избежать наказания за тунеядство удалось музыканту Виктору Цою. Несмотря на огромную популярность, лидер группы «Кино» нигде официально не трудился. И чтобы не попасть под статью, он устроился работать в котельную. Там он провел 2 года, зарабатывая в месяц 95 руб. Лидер «ДДТ» Ю. Шевчук был и кочегаром, и дворником, и ночным сторожем. Барабанщик «Арии» А. Манякин ради записи в трудовой книжке пошел в сапожники.

Уголовная статья за тунеядство просуществовала 30 лет — до принятия закона «О занятости населения» в апреле 1991 года. Он отменял уголовную ответственность за тунеядство и легализовал безработицу. Тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия. А до коммунистического принципа «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» страна так и не дожила.

Лана Витальева