Предпразднство Сретения Господня

Предпразднство Сретения Господня

Сретение Господне – один из двенадцати самых главных православных праздников - всегда отмечается 15 февраля. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие – встречу праведного старца Симеона с Богомладенцем, принесенным Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм. Празднование этого великого праздника происходит в течение трех дней, включая предпразднство (14 февраля) и попразднство (16 февраля).

По древней традиции, которой следовала Пречистая Дева, женщине, родившей сына, по истечении 40 очистительных дней надлежало принести в храм жертву. Если рождалась дочка, то очистительный период для родившей женщины устанавливался в 80 дней. Жертва тоже варьировалась: состоятельная семья в качестве благодарственного подношения Богу должна была принести ягненка, а в качестве очистительного - голубицу. Бедной семье разрешалось и в качестве благодарственной, и в качестве очистительной жертвы принести голубиц.

Кроме того, согласно Моисееву закону, в память исхода евреев из Египта родителям мальчика-первенца надлежало на 40-й день прийти в храм с новорожденным для совершения обряда его посвящения Богу. Пресвятая Богородица, непорочно родившая Сына, не нуждалась в очищении, однако ради исполнения закона смиренно пришла в храм подобно обычной женщине и принесла в жертву двух голубиц.

Там Ее встретил праведный Симеон – древний старец, которому Ангел предрек, что он не сможет отойти ко Господу, пока не убедится в истинности слов пророка Исаии о рождении Мессии Девою. Согласно преданию, благочестивый Симеон был одним из книжников, переводивших Библию с еврейского на греческий, и прожил 360 лет.

В день, когда Пресвятая Богородицы принесла Богомладенца в храм, исполнилось пророчество. Старец взял на руки новорожденного Христа и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Эти слова Симеона-Богоприимца стали неотъемлемой частью православного богослужения.

Сретенье Господне является одним из древнейших праздников христианской Церкви, его регулярно отмечали уже с 4 века. В то время его называли «сороковым днем от Богоявления», позже - праздником «Встречи» или «Очищения». Но обычай совершать в этот день особо торжественную службу возник только в середине 6 века. Тогда по откровению свыше проведение богослужения и крестного хода с горящими свечами помогли избавить жителей Византии от страшной эпидемии. В память об этом событии в православный требник был включен особый, отличающийся от обычного, чин освящения свечей на Сретение Господне.

Значит ли это, что сретенская свеча «лучше» обычной церковной? Нет. Ее просто освящают несколько иным чином. Не правильно наделять сретенскую свечу какими-то «волшебными» свойствами. Любая освященная церковная свеча – это святыня, малая жертва Богу, огонь которой подобен светильнику нашей веры. При изготовлении церковной свечи используют елей (как символ Господней милости к нам) и воск - в знак нашей готовности подчиниться Божьей воле. Любые церковные свечи, в том числе сретенские, возжигают только во время молитвы. По обычаю сретенские свечи ставят во время молитвенного обращения к Всевышнему в особо трудных жизненных случаях: в болезни и горе, в печали и искушениях, перед тем как сделать сложный выбор. Но их категорически нельзя использовать в разных обрядах «целительства», «очистки» и пр. Это большой грех, в котором надо исповедоваться.

Использованы материалы сайта: dzen.ru